История автобусного движения

В то далекое время нормой было передвижение жителей на конных упряжках, автобусов и автомашин не было и в помине.

Общество устройства и благоустройства поселка Южный в своем хозяйстве имело лошадей. В связи с уменьшением хозяйственных работ Общество продало частным лицам две лошади с упряжью за 146 руб. 50 коп., оставив одну.

Решением Комитета от 12 февраля 1909 года установлена такса за пользование общественной лошадью, которая оставлена специально для нужд поселян, но отнюдь не для возки тяжестей, а именно:

  • в пределах поселка в один конец до разъезда Артемовка или платформы Южный – 20 коп. с двух пассажиров;
  • до Комаровки и Березовки – 40 коп.;
  • до Буд – 60 коп.;
  • до Мерефы – 75 копеек.

Такие услуги населению в транспорте существовали до 1917 года. До 1964 года никаких услуг населению в транспорте не было. Люди, приехавшие с работы или учебы из г. Харькова, проживающие в поселке Южном, селах Комаровка, Буды, Березовка до своего жилища шли пешком. О автобусах не было и речи. Слово «автобус» не произносилось в разговорах.

Страна росла. Все чаще и чаще стали курсировать автобусы для перевозки пассажиров в городах и в районах. Число автобусов в стране увеличилось. По просьбе исполнительного Комитета городского Совета народных депутатов и согласно решению Харьковского Райисполкома с весны 1964 года в городе стали курсировать автобусы. Их маршрут пролегал от станции Комаровка до дома отдыха «Харьков» и до центра города.

С весны 1965 года автобусы стали курсировать до дома отдыха «Южный». Продолжалась стройка дороги от дома отдыха «Южный» по улице Ширшова до поселка Березовка. Данной работой занимался Березовский поселковый Совет, за счет средств своего бюджета. Первый маршрут автобуса к поселку Березовка был открыт в сентябре 1973 года.

На открытии маршрута присутствовали члены депутатской группы во главе с председателем поселкового Совета народных депутатов Марией Васильевной Якименко, которая приложила немало сил для открытия этого маршрута.

Маршрут заканчивался в начале поселка, не доходя до первого дома ул. Южной. В июле 1975 года маршрут продлился на 700 метров до центра поселка – центром которого являлась площадь Революции. Автобусное движение значительно ускорило и облегчило путь от станции к своему дому и наоборот от дома до станции.

Автобусы курсировали с 5 часов утра до часа ночи. В первые годы они перевозили 500 – 600 человек в сутки. В последующие годы более 1 тысячи. Стоимость проезда была 5 копеек, до Березовки 10 копеек. Для курсирования автобусов было занято 4 водителя. Первым водителем автобусного движения был Алексей Иосифович Ещенко, проживающий по ул. Калинина, дом 60.

Диспетчерское управление №22/27 по движению автобусов до Буд, которое открылось с весны 1961 года, а затем в Южном, находилось в Будах. Им руководил житель поселка Федор Андреевич Набока, проживающий по ул. К. Маркса, дом 67.

В последствии диспетчерское управление из Буд было передано Мерефянской АТК-16343 (Автотранспортной колоне) г. Мерефа, переулок Яковлевский, которое позже стало выделять автобусы для курсирования от ст. Комаровка до Березовки.

Возглавлял колонну, в которой работало 206 человек, с 26 ноября 1986 года Н.В. Ляленко. Из-за перебоев в снабжении колонны бензином, отсутствие необходимого количества запасных частей, частых ремонтов машин, колонна несла убытки. Планируемое автобусное сообщение от платформы Южный по ул. Октябрьской так и не исполнилось.

 

По материалам: В.А. Ломакин. Город Пивденное. Исторические сведения. 1993 г.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *