История электрического освещения

При зарождении поселка одной из важных задач, перед «Обществом», стала задача устройства электрического освещения в поселке.

Для этого необходимо было построить здание силовой электрической станции, в которой необходимо установить источник электрической энергии. Он должен был приводиться в движение при помощи парового двигателя.

Задача была не из легких.

К 20 июня 1910 года здание силовой электрической станции было построено. На его постройку израсходовано 14 250 рублей. При здании построено жилье для сторожей, кладовая, конюшня.

Территория ограждена решетчатым забором. В здании установлен паровой двигатель (локомобиль) фирмы «Вольф» (Германия) в 35 сил и две динамо-машины, как источники электрической энергии.

Локомобиль отапливался углем, который получали вагонами благодаря заботам службы движения Южных дорог.

Динамо-машины давали электроэнергию в 250 и 500 вольт, 250 вольт шло для освещения жилых и служебных помещений, 500 вольт шло для моторов, которые приводили в движение насосы, подающие воду из скважины в водонапорную башню.

1 сентября 1910 года в дома поселян пришло электрическое освещение. Керосиновое освещение ушло в историю.

За год с 1 сентября 1910 года по 1 сентября 1911 года электрическая станция работала 2364 часа.

Из них – для нужд освещения – 631 час, для нужд водопровода – 1733 часа.

Электростанция за год для этих нужд дала энергию 30990 киловатт.

Для получения данной энергии было израсходовано 10460 пудов угля (175 тонн). Число жителей поселка росло. Потребление электроэнергии увеличивалось. Стал вопрос о приобретении второго локомобиля.

6 марта 911 года состоялось общее собрание членов Общества. Оно постановило приобрести второй локомобиль. По многим причинам он не был приобретен.

10 ноября 1913 года общее собрание вновь принимает решение о приобретении локомобиля, на этот раз типа «Дизель».

Поставщик «Дизель» Германия. Пока шли деловые переговоры, специально уполномоченной комиссии, с артелью «Русский инженер», с заводом г. Николаева, с фирмами «Гретер», «Эйнгорн», «Марголин», 19 июля 1914 года началась первая мировая война. Возможность приобрести «Дизель» в Германии отпала.

Для ускорения решения затянувшегося вопроса о приобретении второго двигателя, Комитет Общества поручил инженеру Григорию Васильевичу Троицкому вести переговоры с заводами и фирмами по вопросам поставки «Дизель-мотора», а также динамо-машины такой же мощности и принадлежностей к ним, руководить установкой «Дизель-мотора», динамо-машины, распределительного щита, составление проекта и сметы на устройство электросети для полного электрического освещения всего поселка.

В результате долгих переговоров и выяснения всех деталей, которые вел инженер Троицкий, Комитетом Общества двигатель был заказан Харьковскому паровозостроительному и механическому обществу за сумму 16192 руб. Общее собрание разрешило комитету израсходовать до 16500 рублей. Двигатель был изготовлен, установлен и пущен в работу.

Его стоимость составила 16513 рублей 80 коп.

Инженер Г.В. Троицкий с высоким качеством выполнил поручения комитета. За его труды Комитет выплатил ему 323 руб. 80 коп. В этой большой работе принимали участие специалисты – инженер В.Н. Головкин и член комитета Я.Ф. Весели.

Мощность «Дизель-мотора» была равна 75 силам. Он работал на нефти. Нефть хранилась в большом баке, находящимся в земле, во дворе электростанции.

В 1917 году прежний двигатель в 35 сил был продан в поселок Дергачи. В конце июля 1910 года в поселке закончено устройство уличного освещения в количестве 30 дуговых фонарей, силой света около 700 свечей. Они были установлены на пересечении улиц. Которые зажигались сторожами. С установкой двигателя в 75 сил число фонарей увеличилось.

Позже по городу было установлено 2250 светильников.

С первого дня работы электрической станции и до лета 1937 года, освещение жилых домов и служебных помещений производилось вечером и утром. С наступлением вечера электроосвещение включалось. В 24 часа ночи отключалось. В 23 часа 45мин. ночи кратким трехфазным отключением предупреждали о том, что через 15 минут электроосвещение будет отключено.

Утром, если темно (главным образом зимой), электроосвещение включали до полного солнечного освещения. Число жителей поселка продолжало расти. Следовательно, увеличивалось потребление электроэнергии.

Длина воздушных линий, от источника электроэнергии, увеличивалась. Это приводило к большой потере напряжения на линии. Вместо напряжения 220 вольт, в дома жителей, удаленных от электростанции, поступало 150 – 160 вольт. Такое напряжение давало заниженную освещенность, не могло удовлетворить жителей поселка. В 1927 году сечение проводов воздушных линий было увеличено. Железные проводы заменены медными. Эти мероприятия несколько улучшили состояние освещенности. Но полного решения в поддержании напряжения 220 вольт в любой точке поселка, проведенные мероприятия не дали. Для поддержания напряжения 220 вольт в любой точке поселка необходимо иметь несколько источников электроэнергии в разных точках поселка.

Электростанция давала 250 вольт постоянного тока и таких станций необходимо было построить несколько. Специалисты электрики не могли принять такое неверное решение. Было принято решение перевести электроосвещение поселка с постоянного тока на переменный.

На сессии поселкового Совета решался данный вопрос. Было решено просить Харьковскую организацию «Сельэлектро» подключить Южный к ней. В 1937 году от районной подстанции поселка Буды была подключена построенная высоковольтная линия электропередач напряжением 6 тыс. вольт переменного тока.

Электростанция прекратила свою работу. Она проработала 26 лет и 9 месяцев.

Переменный ток дал возможность в разных точках поселка построить 12 источников электроэнергии, так называемых ТП – трансформаторных подстанций. Они дали возможность в точке поселка поддерживать напряжение в 220 вольт.

В 1922 году планировали от электрической станции провести электроосвещение в села Комаровку и Березовку. Это была несбыточная мечта. Небольшое электрохозяйство поселка стало крупным.

Создан Южанский электроучасток, находящийся по ул. К. Маркса, 60. Ранее он подчинялся «Сельэнерго», а с 1964 года Харьковскому РЭСу (Району электрических сетей), находящемуся в г. Мерефа, ул. Железнодорожная, 12.

Мощность 12 ТП, бывшего поселка, была равна 2500 киловольт-ампер, что примерно в 50 – 60 раз превышало мощность электростанции, построенной в 1910 году.

В бывшем селе Комаровка 18 ТП примерно с такой же мощностью. Из них, два ТП, в 1958 году построены за счет средств колхоза им. Фрунзе. В городе было построено 30 источников электроэнергии. К ним подведены ЛЭП (линии электропередачи), длина которых 79 км. 120 метров, кабельных линий 5 км. Длина воздушных линий– 220 вольт, которые подают электроэнергию к жилым домам города составляет 216 км. 370 метров. К ним же кабельных линий 10 км.

Южанский электроучасток, штат которого состоял из 11 человек, кроме Южного, обслуживал поселки Березовка, Буды, села Бедряги, Быстрое, имея одну автомашину и трактор.

На 1 ноября 1927 года в поселке было 372 абонента. Они пользовались электроэнергией. В 1948 году – 812. Со временем Южанский электроучасток увеличился до 8100 абонентов.

В первые годы работы электроосвещения применялись так называемые угольные лампы, т.е. электрическая лампочка с угольной нитью. Они были не экономичные. Впоследствии они были заменены на лампочки с металлической нитью, которые потребляли электроэнергии в 3,5 раза меньше и давали равную яркость освещения.

Первым заведующим электростанцией был Аркадий Сергеевич Затейщиков.

Первым машинистом электростанции был Иван Афанасьевич Кривоконь. Затем в разные годы руководителями электрохозяйства были: Четвереков, Надточий, Дьяченко. Канопля, Кривоколиенко.

С марта 1992 года руководителем был назначен Головинов.

 

По материалам: В.А. Ломакин. Город Пивденное. Исторические сведения. 1993 г.

 

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *